семейный детский сад ГБОУ СОШ 587 ДО №1

Экспериментируем и развиваемся с детьми

Инновационная модель развития дошкольников: опытная и исследовательская деятельность водой

• Пошеченкова А.Б., воспитатель

 

 

Цель: расширить познавательную активность и знания  об агрегатных состояниях воды  у  детей дошкольного возраста путем экспериментальной деятельности.

 

Задачи:

 

1) развитие мыслительных процессов;

• 2) развитие мыслительных операций;

•  3) освоение методов познания;

• 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

 

Планируемый результат:
Развитие у детей стремления к самостоятельной деятельности, исследовательской работе и новым знаниям.

 

Дети обожают исследовать все вокруг.  Познание окружающего мира- это главная цель их активной деятельности. Путем наблюдения,  ощупывания, логических выводов, запоминания увиденного и услышанного и тд  ребенок развивает свои умственные способности. С помощью игрушек и предметов вокруг, опытов, проводимых над ними у ребенка складываются самые основные представления о мире.

Самым важным методом исследования можно назвать эксперимент (опыт). Детям на практике совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.

 

 

В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с новыми незнакомыми ему предметами и явлениями природы. Попробуем разобраться в некоторых вопросах на примере 

простой воды.

 

  Структура:

• Постановка задачи

• Организация хода экспериментирования

• Выдвигаем предположения

• Проверяем с помощью имеющегося «оборудования»

• Анализируем и делаем вывод по результатам.

 

 

Ход занятия

Кто знает, откуда берется вода?

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветение дает.

Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг

 

 Материалы и оборудование:
- стаканчики с водой, стаканчик с молоком, чайные ложки, соломинки для коктейля, крупа, сахарный песок, кусочки льда, камушки, акварельные краски.


1) В прозрачную банку нальем горячей воды и закроем ее сверху пленкой. В углубление крышки положить несколько кусочков льда. Можно увидеть, что внутри банки появляется облако: тот пар, который поднимается от горячей воды и остывает на поверхности сосуда, соприкасаясь со льдом. На внутренней стороне пленки начнет накапливаться жидкость и каплями падать вниз. Дети видят в банке не только образование облаков, но и дождь.

2) Вода не имеет формы
Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

3).Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

4) В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются
У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).
Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

5) Чтобы узнать, как расширяется вода во время замораживания, нальем воду в чашку и поставим в морозилку. После замораживания уровень воды в емкости поднимется.

6) Цель следующего опыта – увидеть, как повышается уровень воды, если положить в нее предметы. В стакан наливаем воду, но не до конца. Берем камешки, которые они будут кидать в стакан до тех пор, пока легкие предметы не перельются с водой через край.

Вывод: таким образом,  ознакомление детей с неживой природой в процессе проведения экспериментов формирует жизненно значимый опыт и способствуют снижению зависимости детей от посторонней помощи, обеспечивает их  адаптацию в социальной и природной среде.  Так, играя, они получат свои первые уроки по физике.

 А теперь приглашаю всех в театр

Сказка “Про золотую рыбку” на новый лад

Жили-были Старик со Старухой в старой ветхой землянке. Не было у них ничего , кроме старого колодца. Пошел однажды Старик на море, закинул невод, и попалась в него Золотая рыбка. Только хотел ее Старик домой отнести на ужин, как взмолилась рыбка: «Старче, отпусти меня на волю, любое желание твое исполню». Но не стал он у рыбки ничего просить, так отпустил в море синее. Вернулся домой и рассказал бабке, какую диковинную рыбку удалось поймать, что не стал он с нее ничего просить, когда та предлагала. Взбесилась старуха, начала браниться: «Дурачина ты, простофиля, не мог у рыбки кран в избе попросить сделать? Пошел Старик на море, кликал рыбку. Приплыла она, и сказал ей старик, что Старуха его сварливая недовольна. Просит кран в избушке сделать. «Ступай домой, будет у нее кран,» -сказала рыбка. Вернулся Старик, смотрит, а старуха уже в доме под краном и посуду моет ,и стирает. Но прошло время, еще пуще злится Старуха. На  Старика  кричит и ругает на чем Свет стоит: «Ступай к рыбке и скажи, что хочу дворец изо льда, да пусть поторапливается!» Пошел Старик к морю, а там шторм,  черным-черно. Приплыла к Старику рыбка, выслушала его и молча уплыла. Долго стоял еще Старик у воды, но так и не дождавшись, пошел домой. Видит, а дома его нет, а вместо него дворец стоит ледяной. Прогнала Старуха деда в старый сарай, а сама легла во дворце спать. А наутро, проснувшись, оказалась в большой луже, а дворца и след простыл. Вот и сказки конец, а кто слушал-молодец.

 

Задание:  придумать детям новую сказку с описанием свойств воды.

22 мая 2014 в 19:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.